Понедельник, 25.09.2017, 08:52

Меню сайта
Категории раздела
Внеклассная работа [21]
Презентации [9]
Конспекты уроков [9]
В помощь учителю [18]
Поиск по сайту
Наша кнопочка
Скоро, очень скоро
Осталось...
С ПРАЗДНИКОМ!
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Погода в Бурятии
Кабанск 
Качество сайта
Статистика сайта
Форма входа
Главная » Файлы » Методическая копилка » Конспекты уроков

«Глаголы – исключения»
[ Скачать с сервера (615.1Kb) ] 29.04.2012, 23:17

I.Организационный момент

 Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам -------- (ГЛАГОЛ)

 

    II.            Актуализация знаний

- Что уже знаете о глаголах?

- Как определить спряжение глагола?

- Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном

личном окончании глагола?

( Открываю алгоритм Слайд)

1. По ударному окончанию.

2. По неопределенной форме глагола.

- Приведите примеры

 III.            Постановка учебной проблемы

- В каждой группе находятся карточки с глаголами.(на доске)

I                                                           II

Бежать                                               Лечить

Тянуть                                                гнать

Сеять                                                  белить

 

- Есть ли в этих словах ошибка?

(Работа в группах, парах с глаголами – исключения.)

- Почему вы так считаете? Докажите.

- Проспрягайте глагол, который вы считаете, что занесен не в ту группу.

  IV.            Открытие нового знания

- Как думаете, к какому спряжению относятся эти глаголы? (В неопр. форме имеют суффикс Iспр., а в 3 лице множественного числа – окончания II.)

- Какой можно сделать вывод? (не относятся к правилу, какое- то другое правило существует и т.д.)

-Назовите тему урока. (Открываю слово «исключения».)

-Сможете определить задачу урока? (учиться находить глаголы – исключения и правильно писать в них окончания).

- Что такое исключения? Как вы это понимаете?

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ (Слайд)

Учитель: Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.  Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами – исключениями.

- Можете сами сформулировать правило?

- Проверьте по учебнику с. 99, так ли это. (Читают вывод.)

 

Смотреть, все слышать, видеть,  (таблица)(Слайд)

Зависеть, ненавидеть. ИШЬ

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

Брить, стелить ЕШЬ

Эти глаголы нужно запомнить, выучить.Дома попробуйте сами переставить их местами, чтобы получилась стихотворная форма, для лучшего запоминания.(Слайд)

     V.            Физминутка.

СТОЯ ВЫПРЯМИЛИ СПИНКИ
И СЛЕДИТЕ ВСЕ ЗА МНОЙ.
ПОКАЧАЛИ ГОЛОВОЙ.
РУКУ ПРАВУЮ ПОДНЯЛИ.
ЕЮ ДРУЖНО ПОМАХАЛИ.
ДВЕ РУКИ ТЕПЕРЬ СКРЕПИЛИ,
А ТЕПЕРЬ РАЗЪЕДИНИЛИ.
ПОВТОРЯЕМ 10 РАЗ
1, 2, 3…
УСКОРЯЕМ МОЙ ПОКАЗ.
МОЛОДЦЫ! НЕ ПОЛЕНИЛИСЬ.
АППЛОДИСМЕНТЫ ПОЛУЧИЛИСЬ.

 

  VI.            Сообщение ученика                                                                                        

- Послушайте грамматическую сказку, которую нашла Настя о глаголах-исключениях

Откуда появились глаголы - исключения

 

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

- И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

       Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята!

 

VII.            Тренировочные упражнения

В группах. Проявите творчество:допишите

глаголы,чтобы получилось стихотворение.

Карточка 1.

Как начнешь меня ты ____(гнать)

Перестану я _________ (дышать).

Перестанут уши _________ (слышать)

Ну а руки – все __________ (держать).

На меня начнешь ________ (смотреть),

Будешь ты меня __________(вертеть) -

Буду все равно _______ (терпеть).

Буду от тебя _____________(зависеть)

Раз ты смог меня _________(обидеть)

Буду я тебя не ___________ (видеть),

А открыто _______________(ненавидеть)! 

В карточках писать, проверка на доске – карточки со словами.

 

VIII.            Самостоятельная работа (учебник с. 101, упр.483.Записать

глаголы в два столбика) ВЗАМОПРОВЕРКА

 

-При выполнении задания руководствуйтесь следующим алгоритмом.(Слайд)

IX.        Физ.минутка для головного мозга и глаз.

(если останется время)

1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.

2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.

X.               Закрепление знаний о глаголах-исключениях.

Прочитайте текст в упр.481 на стр.100. Что вам показалось интересным? Найдите СИНОНИМЫ. Чем они различаются?

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ: (карточки)

1.Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.

2.Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение.

3. Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица                                                  множественного числа.

XI.            Выдвижение гипотезы

- А что происходит с приходом весны в живой природе?

Давайте подумаем над вопросом: «Почему медведь весной просыпается?»

1.      Голоден

2.      Разбудили

3.      Подмочило водой

4.      Стало жарко

5.       

Выберите себе какую-нибудь гипотезу и составьте по ней небольшой рассказ, используя ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ.

ЗАДАНИЕ:

·       Запишите свои рассказы на листочках

·       Посчитайте, сколько глаголов-исключений вы услышали в рассказе

·       Определите спряжение этих глаголов

2.      Игра "Поймай глагол - исключение"

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать.(сигнальные карточки)

 

XII.           Итог урока.

  • Какова была тема урока?
  • С какой проблемой столкнулись?
  • Глаголы-исключения 1-го спряжения.
  • Глаголы-исключения 2-го спряжения.
  • Почему эти глаголы являются исключениями?
  • Как у них определить спряжение?

XIII.        Итоговая рефлексия

-Что нового для себя узнали? (Я узнал… я понял…)СЛАЙД

- Что показалось особенно трудным?

XIV.   Домашнее задание.

- Какое задание получили? (Выучить глаголы – исключения.)

1 уровень. Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.

2 уровень. Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.

3 уровень. Написать мини-сочинение "Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

- Послушайте стихотворение о мальчике, который учил глаголы.

(Читает заранее подготовленный ученик)КОСТЯ

Я пришёл из школы, я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод!
Применяется он так, новый метод этот:
Кричать – кричу, вертеть – верчу,
Двигать – двигаю, прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед (он живёт под нами)
Не причёсан, не одет – в тапках и пижаме.
Он кричит: "Прошу прощенья! Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед, никого в квартире нет.
Я пришёл из школы и учу глаголы…
(В. Воскобойников)

XV. Оценивание

 

Солнышко(листочки)

- Какие настроение у вас было сегодня на уроке?

- Все ли у вас получилось?

 - Нужно ли еще поработать над чем-нибудь?    

                     

Категория: Конспекты уроков | Добавил: school | Теги: школа России, «Глаголы – исключения» 4 класс
Просмотров: 48675 | Загрузок: 959 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
2  
спасибо

1  
Спасибо большое!!!
Очень грамотный конспект.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вести образования
Полезные ссылки
Prezentacii.com
О ВОСПИТАНИИ..
География гостей
Счетчик включен с 10.01.2012г
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт посетили
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017