Вторник, 19.06.2018, 19:55

Меню сайта
Категории раздела
Внеклассная работа [21]
Презентации [9]
Конспекты уроков [9]
В помощь учителю [18]
Поиск по сайту
Наша кнопочка
Скоро, очень скоро
Осталось...
С ПРАЗДНИКОМ!
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Погода в Бурятии
Кабанск 
Качество сайта
Статистика сайта
Форма входа
Главная » Файлы » Методическая копилка » Конспекты уроков

Урок литературного чтения в 1 классе.
[ Скачать с сервера (66.5 Kb) ] 01.03.2015, 22:34

                             Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок).

Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

            Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

 

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

Оборудование: выставка книг Э.Успенского, учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца»). – Изд.3-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012 (образовательная система «Школа 2100»), или текст 6 главы повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», карточки с заданиями, декорации и элементы костюмов к инсценировке (стулья, поставленные в виде кровати, стол, тарелка, ложка, стакан; маски: «волк», «крокодил», красный беретик).

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.

Понятие в физике: квант – наименьшее количество какой-нибудь физической величины, обладающее самостоятельным существованием [1].

            Применяется метод при работе с текстом. Квант – это основная мысль и ведущая идея автора текста, которая выявляется в процессе его анализа и интерпретации [2].

Метод “Квант” включает несколько позиций: главных и дополнительных.

К главным относятся: “Ключевое слово”, “Понятие”, “Тезисы”, “Схема” или “Таблица”, “Вопросы”.  К дополнительным – “Театр” и “Поэзия”.

Первый этап работы заключается в ознакомлении учащихся с методом “Квант”. Затем учащиеся делятся на 4 подгруппы, и каждая выполняет выбранную позицию. В качестве небольшого материала выступает один текст. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания. [3].

Первая подгруппа вычленяет 10-15 “ключевых слов”, и 3-4 уточняющих “понятия” (определений).

Вторая подгруппа составляет “Схему” / “таблицу”, отображающую общее содержание текста.

Третья подгруппа пишет “Тезисы” – краткое содержание текста.

Четвертая подгруппа составляет вопросы по тексту.

Все подгруппы должны учесть и выполнить главное правило игры: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, представленный в Позициях был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания [1]

Таким образом, задание выполняется 15 минут, после чего каждая подгруппа выполняет презентацию у доски.

  • Первая подгруппа выписывает в столбик свои варианты ключевых слов и уточняющих понятий (возможен вариант: из данных на карточках определений выбрать подходящие к данному тексту).
  • Далее учащиеся из подгруппы «Вопросы» задают свои вопросы классу.
  • Далее следующая подгруппа представляет «Схему» и свой вариант понимания текста.
  • После того, как учебный материал будет выписан и подготовлен на доске, выступает подгруппа «Тезисы». На этом этапе всем учащимся предлагается внимательно прослушать тезисы и отметить совпадение с информацией, представленной другими группами.

 

Весь учебный материал, полученный всеми группами необходимо обратить в единый “Квант” – смысловое целое [4]

Таким образом, на первом этапе каждая подгруппа представляет свою позицию и соединяет все элементы в единое смысловое целое, то есть “квант”.

Так организуется работа по первому этапу. На втором этапе каждая подгруппа выполняет все позиции, а затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

Этот метод нацеливает учащихся на глубокий, детальный анализ текста, на его интерпретацию, а не поверхностный пересказ. Этот вид работы значительно повышает мотивацию и способствует формированию самостоятельности мышления и деятельной жизненной позиции. [5]

 

Ход урока.

  1. Вызов. (5 мин.)

- У Э.Успенского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Успенского можно, взяв книги в библиотеке.

 - Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из повести Э.Успенского, который называется «Крокодил Гена и его друзья».

 - Конечно, каждый из вас видел мультфильмы о Крокодиле Гене!  Назовите героев мультфильмов о замечательном крокодиле.

Ответы детей.

  1. Осмысление содержания:

  1.Первичное восприятие текста – прослушивание отрывка из повести «Крокодил Гена и его друзья». Читает учитель.

Физкультурная разминка.

  2. Работа с текстом. (15 мин.)

            Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.  Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

     Каждая группа повторно читает отрывок из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и выполняет своё задание:

      Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к отрывку из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

 

План:                                                                                                  КАРТОЧКИ

  • Галя заболела.
  • Спектакль будет!
  • Необычная Красная Шапочка.
  • Встреча Красной Шапочки с Серым Волком.
  • Красная Шапочка в домике у бабушки.
  • Дети были в восторге.

 

 

Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

 - Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

 

Опорные слова и словосочетания:                                                КАРТОЧКИ

 

Театр

Спектакль

Галя

Крокодил Гена

Чебурашка

Талант

Красная Шапочка

Идёт

Живёт

Африка

Серый волк

Домик

 

Бабушка

Съел

Кровать

Слышать

 Бросился

 

 

Третья группа - придумывает вопросы к рассказу (для детей с повышенной мотивацией).

 - Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

  - Какую роль в спектакле сыграл Крокодил Гена?

 - Почему Крокодилу досталась роль Красной Шапочки?

 - Серый Волк съел Красную Шапочку? Почему?

 - Ребятам понравился спектакль?

Гена и Чебурашка расскажут Гале, как прошёл спектакль? Почему? И т.д.

Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

 - Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку отрывка из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации и маски, программу спектакля.

Режиссер.

Действующие лица:

Рассказчик

Галя

Крокодил Гена

Чебурашка

Серый Волк

Ответственные за декорации.

 - Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.  Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

 

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы. (10 мин.)

 - Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто, о чём будет говорить.

            У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
  • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику). Отвечают на вопросы другие команды.
  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей - первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

  1. Рефлексия (3 мин.):

Анализ полученной информации.

 - Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в группе:

            Вся работа полностью выполнена мною

 

 

 
 

 

 

 

 

            Я ничего не сделал (не сделала)

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

 - Вам понравился отрывок из повести Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

 - Можно ли этот рассказ считать весёлым? А поучительным?

Домашнее задание: - творческое

Пересказ отрывка от имени Крокодила Гены.

 

 

 

 

 

Ссылки на источники:

1. Кудаев В. А Технологии развития критического мышления.// Социальная сеть работников образованияhttp://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2011/11/18/tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya

2. Шамис, В. А. Развитие критического мышления младших школьников.// Наука/Педагогика http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

4. Дудокина Н. А. Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"// http://pedsovet.su/load/145-1-0-11874

5. Круглова Ю.Ю. Применение метода критического мышления на уроках английского языка. //Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/10/29/primenenie-metoda-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh

 

 

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: school
Просмотров: 1677 | Загрузок: 96 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вести образования
Полезные ссылки
Prezentacii.com
О ВОСПИТАНИИ..
География гостей
Счетчик включен с 10.01.2012г
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт посетили
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2018