Понедельник, 20.11.2017, 10:12

Меню сайта
Категории раздела
Внеклассная работа [21]
Презентации [9]
Конспекты уроков [9]
В помощь учителю [18]
Поиск по сайту
Наша кнопочка
Скоро, очень скоро
Осталось...
С ПРАЗДНИКОМ!
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Погода в Бурятии
Кабанск 
Качество сайта
Статистика сайта
Форма входа
Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь учителю

Приёмы и стратегии ведения проблемного занятия.
[ Скачать с сервера (22.0Kb) ] 01.03.2015, 22:49

Приёмы и стратегии ведения проблемного занятия.

 В ходе работы по технологии КМ передо мной встаёт множество вопросов, и он делает много выводов, полученных в результате поисков ответов на эти вопросы.

Например, каким должно быть поведение учителя на уроке?

Вот правило: мнения учеников, высказанные на уроке, какими бы они ни были, должны выслушиваться учителем одинаково и не оцениваться ни взглядом, ни жестом. Ученик может усомниться в правильности точки зрения учителя, и учитель имеет право отстаивать свое мнение только на равных с учениками. В классе не должно звучать и даже подразумеваться: «Я прав, потому что я взрослый и больше знаю». Больше знаешь, значит, можешь доказать.

Не может быть и однозначной оценки творческих  работ учеников. Творчество не может быть правильным или неправильным.

Еще одно правило. Задав вопрос классу, нужно выдержать паузу. Даже если поднялось уже десять рук желающих ответить. Все должны иметь время собраться с мыслями.

-   А как  разделить детей для работы в группах?

Оказывается, и тут существует своя технология! Схем разделения класса на группы несколько, и они психологически и технологически обоснованы. Общее правило - никаких групп и пар по симпатиям. Казалось бы - почему нет? Потому, что мы учим их не только решению конкретной задачи, но и умению общаться, уважать мнение другого, отстаивать свое, даже с теми, кто не очень приятен тебе в жизни. Ведь в обществе никогда не бывает, чтобы все люди были одинаково симпатичны тебе, а уметь разговаривать и сотрудничать надо со всеми.

Только один случай допускает работу в парах по симпатиям. Если письменная работа, получилась очень личной, а работа по правке текста предполагает обсуждение его в парах, можно предложить ученикам прочитать свою работу тому, кому он хотел бы ее показать. Но и от учителя такой подход требует такта: проверив все работы, он не вправе читать вслух в классе любую из них без согласия автора, как бы хороша она ни была.

И еще одно правило - любую творческую работу в классе учитель делает наравне с учениками, и его работа тоже подлежит обсуждению.

Немаловажным условием для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

      В рамках технологии (РКМЧП) авторы предлагают широкий набор методических при­емов и стратегий ведения проблемного занятия. Рассмотрим некоторые из них.

Приём  кластер («гроздь») - это выделение смыс­ловых единиц текста и графическое их оформление в опреде­ленном порядке в виде грозди.  Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым об­разом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не гро­моздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.

Инсерт -  приём данной технологии, который авторы рекомендуют  использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения

 I     interactive            интерактивная

N       noting                  размечающая

S       system                 система

E       effective               для эффективного

Н       reading and         чтения и

Т       thinking               размышления

        Авторы Воган и Эстес, (модификация Мередит и Стил) предлагают несколько вариантов по­меток:

1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);

2. Три значка — «+» (новое), «v» (уже знал), «?» (не понял);

3. Четыре значка — «+» (новое) , «v» (уже знал),  «?» (не понял) и

 «  - » — думал  иначе.

Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста. Рассмотрим таблицу при  маркировке текста тремя пометами:

Таблица №2

«v» (уже знал)

Поставьте значок «v» на полях, если то о чём вы читаете соответствует вашему знанию.

« + » (новое)

Поставьте значок «+» на полях, если то о чём вы читаете является для вас новым

« ? » (не понял)

Поставьте значок «?» на полях, если то о чём  вы читаете  для вас не совсем понятно

 

Синквейн

Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.

Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

Пирамида

Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков словесности. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:

  1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
  2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».
  3. Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы – заготовки текста.
  4. Написание полноценного текста.

Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради.

Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа.

Третья строка – и три слова о месте и времени действия.

Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа.

Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях.

Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа.

На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.

Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.

Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.

Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва.

  1. О чём.
  2. Особенности.
  3. Место и время.
  4. Главные события.
  5. Главные герои.
  6. Ваши эмоции.
  7. Дополнение к п. 1
  8. Собственное мнение о прочитанном.

Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:

  • Можно менять формы слов, части речи, число и род;
  • Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
  • Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.

В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.

Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения.

Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога.

«Пирамидный» приём «помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря этому определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое, что может в дальнейшем действительно помочь в решении реальных.

Внедрение педагогической технологии РКМЧП в полном объёме требует в образовательном процессе наличия новых дидактических средств для организации поиска информации в разных источниках, условий для продуктивной групповой работы, доступа к разнообразным техническим средствам обучения.

 

 

Список литературы

Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005. – С.112- 116]

Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997.

 

Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил.С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

 

 

 

Категория: В помощь учителю | Добавил: school
Просмотров: 277 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вести образования
Полезные ссылки
Prezentacii.com
О ВОСПИТАНИИ..
География гостей
Счетчик включен с 10.01.2012г
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт посетили
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017