Понедельник, 20.11.2017, 10:18

Меню сайта
Категории раздела
Внеклассная работа [21]
Презентации [9]
Конспекты уроков [9]
В помощь учителю [18]
Поиск по сайту
Наша кнопочка
Скоро, очень скоро
Осталось...
С ПРАЗДНИКОМ!
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Погода в Бурятии
Кабанск 
Качество сайта
Статистика сайта
Форма входа
Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь учителю

Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитан
[ Скачать с сервера (103.5Kb) ] 01.03.2015, 23:10

Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

 

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель - ученики и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Цели и задачи этапов (стадий) технологии РКМЧП

Схема

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»

Урок «Окружающий мир» 1 класс, «Когда наступит лето?»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … лето наступает в мае месяце?
  • … температура воздуха повышается?
  • … просыпаются насекомые и птицы?
  • … цветы увядают?
  • … люди собирают урожай?
  • … дети купаются и загорают?
  • … после весны идёт лето?

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим лето. А что же такое лето?

Приём «Корзина идей»

      Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Лето – это …

  • … время года
  • … июнь, июль, август
  • … тепло
  • … пение птиц
  • … много цветов

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения

Постановка целей урока.

  - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое лето.

     - Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о лете.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие:

     За каким временем года наступит лето? Из каких месяцев оно состоит? Много ли летом тепла и света на Земле? Где на Земле короткое лето?

К ним вернемся на последующих уроках

Приём «Кластер»

 

Окружающий мир. 1 класс, «Как живут животные?»

           
 
 
   
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Литературное чтение. 2 класс, «Л. Толстой «Зайцы»

Прием «Сводная таблица»:

Задание для работы в паре: заполнить таблицу.

      Критерии – кратко сообщить факты.

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Лесные

Корою деревьев

Охотники, собаки, волки, лисицы.

путают следы

Полевые   

Озимями и травой

Вороны, орлы.

путают следы

Гуменники

Хлебными зернами

Люди, собаки.

путают следы

Проверка (оценка работы по выбранным критериям) по образцу на экране.

- Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)

- Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) Привести примеры.

-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.

-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

Сравнение.   Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Что означает, литературный приём  - противопоставление? Привести примеры.

- Задайте свои вопросы по тексту.

- Почему текст не заставил переживать?

Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.      

Мотивация - Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего?    

Приём «Инсерт».

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

     Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.

Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.

Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.    

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового? (Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области (показать место на карте России).

       Вывод: - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Окружающий мир. 1 класс, «Что вокруг нас может быть опасным?»

Приём «Шесть шляп».

 Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Опасными могут оказаться обычные вещи.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека необходима бытовая техника.

Черная. Проблема. При не правильном использовании могут возникнуть ЧС.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам запомнились опасные предметы.

Зеленая. Творчество.  Из спичек можно изготовить поделки.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

 Хотим узнать

Узнали

1.Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

 

Почему?

 

 

Какие ещё есть группы растений?

 Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные?

 

 Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует

350 тысяч видов растений.

 Названия видов дают им учёные.

 Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

 Охранять растения-

значит

заботиться о живом.

Литературное чтение. 2 класс, «Л. Толстой «Зайцы»

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Приём «Синквейн»

  1. Рассказ
  2. Научно-познавательный, интересный
  3. Сообщает, знакомит, учит
  4. Научно-познавательный рассказ сообщает факты
  5. Интерес

Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

 

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМ.

Список литературы.

Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», 2000.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. - М. Первое сентября, 2001.

Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.

Ким О. «Пирамидная история», или как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005. – С.112- 116]

Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997.

Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил.С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

Фонтанова А. «Черепаха как модель.  Методика работы с научно-познавательным текстом. // БШ № 7 2008 С. 9-10.

Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.

Категория: В помощь учителю | Добавил: school
Просмотров: 470 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вести образования
Полезные ссылки
Prezentacii.com
О ВОСПИТАНИИ..
География гостей
Счетчик включен с 10.01.2012г
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт посетили
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017